пятница, 18 октября 2019 г.

Наследие великих педагогов прошлого: Фридрих Фребель

    
   Вам знакомо лицо на портрете ? Этот серьезный мужчина- Фридрих Фребель. Его имя наверняка известно многим. Но , возможно, не все помнят, из-за чего же он получил столь широкую известность в свое время и почему его наследие используется и в наши дни, нашим детским садом в частности.
  Ф.Фребель- это немецкий педагог и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания.
Он родился в 1782 году в семье пастора на юге Германии. Именно ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки.
  Фридрих  Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов.
  До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

  Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев. В его детстве с ним специально никто не занимался и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. 
  Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил  матери. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы. Таким образом, детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
 Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.
Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
   Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня.  Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.
  Интересным фактом в жизни Фребеля является то, что в 1844 году он предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам.  Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества.  До сих пор используются многие находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. Мы тоже используем в своей работе с детьми  пособия, придуманные   Ф.Фребелем.
    Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.  "Дарам Ф.Фребеля" я посвящу следующий  пост, они заслуживают отдельного внимания.
     
 Источник :https://урок.рф

20 комментариев:

  1. Доброго времени суток, Елена Владимировна! Познавательная информация о великом педагоге. О Фребеле нельзя сказать, как о педагоге прошлого. Его дидактическая система находится вне времени. Все его разработки необычайно актуальны и в наши дни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Согласна,наработками Фребеля ,несмотря на то ,что он жил и работал более двухсот лет назад, мы пользуемся до сих пор,его идеи оказали огромное влияние на мировую педагогику.

      Удалить
  2. Наследие Фридриха Фребеля-это великое достояние мировой педагогики!Спасибо большое за полезную и интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день,Елена Владимировна! Вы совершенно правы,что Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря усилиям "садовников"-педагогов. 

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Юлия Анатольевна! Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей.Надеюсь,мы справляемся со своей задачей "садовниц")

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Елена Владимировна. Спасибо за интересную и очень познавательную статью. Жду Ваш следующий пост по "Дарам Фребеля". 👏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Юлия Васильевна ! Спасибо за внимание и обратную связь, постараюсь не разочаровать!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена Владимировна. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Светлана Васильевна! Идеи Фребеля пользовались и до сих пор пользуются огромной популярностью. Жаль, что первое общество открылось уже после смерти Фребеля ...

      Удалить
  7. Добрый вечер, Елена Владимировна! По педагогической системе Ф. Фрёбеля работают многие частные и государственные детские сады, развивающие центры. Современное применение «Даров Фрёбеля» - это использование для социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Его можно использовать для занятий с детьми и в домашних условиях. Этот дидактический материал дополнит обычные игры ребенка развивающим потенциалом.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер, Елена Владимировна! Очень познавательная информация. По моему мнению,вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны. Ждем Ваши новые посты, желаю творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Владимировна! Да,учение Фребеля не теряет своей актуальности и в наши дни.

      Удалить
  9. Добрый вечер, Елена Владимировна, спасибо за столь интересную публикацию о деятельности Ф.Фрёбеля, особенно эффективно применение "Даров Фрёбеля" для детей с ОВЗ.

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый вечер, Елена Владимировна! Нам педагогам хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы педагогов состоит в развитии природных способностей малышей.
    Спасибо большое за полезную и интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, Анна Юрьевна, что так и есть, делаем все возможное,чтобы детский сад был местом радости.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Елена Владимировна! Очень полезная статья. Уже доказано, что Дары Фребеля всесторонне развивают ребенка на занятиях и дома! Удачи в работе!

    ОтветитьУдалить
  12. Елена Владимировна! Добрый день!
    Спасибо ОГРОМНОЕ за такую интересную и познавательную статью!
    Да,я с Вами согласна, учение Фребеля не теряет своей актуальности и в наши дни...

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Вера Ивановна! Я рада, что статья оказалась интересной для Вас !

    ОтветитьУдалить